1. О федеральном стандарте дошкольного образования.
Многие сейчас задаются вопросом: «Зачем нужен ФГОС дошкольного образования?». Ответим, что это требование нового закона «Об образовании» — дошкольное образование признано уровнем образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами.
Это не означает, что выпускникам детских садов придется сдавать экзамены? Никакой итоговой аттестации не будет, это прописано в законе. Но с помощью мониторинговых и иных исследований на разных этапах можно будет фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ним работать дальше.
Сегодня действуют федеральные государственные требования к дошкольному образованию. Стандарт отличается от ФГТ тем, что в нем кроме требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации должны быть еще и требования к результатам, — это принципиальное новшество.
И главный вопрос – чьим ожиданиям введения ФГОС соответствует? В ходе экспресс-исследования, проведенного в 2012, 2013 гг. были опрошены родители, воспитатели и учителя начальной школы. При этом полученные результаты оказались довольно противоречивыми. Воспитатели ожидают от введения новых стандартов дошкольного образования (и это будет) снижения объема документов, которые им приходится оформлять в соответствии с ФГТ. Работники дошкольных учреждений также указали на то, что им необходимо больше простых и доступных образовательных программ. Особое внимание будет уделяться взаимоотношениям дошкольного и начального образования. Так, согласно исследованию, воспитатели считают, что ни читать, ни писать в детском саду ребенка учить не нужно, на это есть школа. При этом они категорически настаивают на том, что ребенка нужно готовить к школе, но делать основной акцент на развитии памяти, внимания, мышления, воображения и т. д.
В то же время учителя начальной школы хотят, чтобы к ним приходили послушные, подготовленные дети. По их мнению, первоклассники не должны на уроках нарушать дисциплину, уметь читать, писать печатными буквами и считать.
Подготовка детей к обучению в школе на протяжении всего периода исследования является для родителей важным направлением деятельности дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, одно из требований – уход от академической направленности программ. Родители будут иметь возможность выбирать направления развития ребенка, ориентируясь на его особенности. «Здесь возникает самое интересное направление, которое должно найти отражение в стандартах. Это возможность реализации сетевого взаимодействия между дошкольным и дополнительным образованием.
Новый закон «Об образовании» рассматривает воспитание в дошкольном учреждении как уровень образования. Значит, посещение детсада теперь обязательно?
— Вовсе нет. Последствия у признания «дошколки» образовательным уровнем совсем другие и связаны скорее с появлением в системе государственного образовательного стандарта. У нас пока что даже нет условий для того, чтобы каждый желающий мог отдать ребенка в садик. И это не значит, что все дети непременно должны пройти через дошкольное учреждение. Есть родители, которые сами очень хорошо организуют образование для своего ребенка: водят в клубы, кружки и студии, занимаются самостоятельно. Ребенка это избавляет от массы «неприятностей»: подъема в семь утра, необходимости есть не всегда вкусную пищу, общаться с теми людьми, которых тебе назначили, а не с теми, которых ты можешь выбрать. Но это для тех, кто не работает или кому есть с кем оставить ребенка. Детский сад во всем мире традиционно выполняет еще и социальные функции — «камеры хранения» для детей
Новый стандарт не призван менять работу в детских садах в одну секунду, однако тренды выстраивания всей системы дошкольного образования в нем заданы достаточно серьезные, и они предполагают проведение действительно большой работы.
Также очень важно, чтобы педагоги могли сами выстраивать свою образовательную программу, опираясь на разные варианты примерных, авторских программ. Для дошкольников будет предусмотрен широкий спектр возможностей, в том числе, разные образовательные программы. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В проекте документа в нескольких местах указаны компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту.
Достоинства проекта
Две формулировки «Общих положений», вероятно, надо отнести к наиболее важным в тексте всего проекта.
1. Первая из них утверждает, что «Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации» (п. I.9). Это значит, что время пребывания детей в саду не делится на «образовательное» и «уходоприсмотровое» – соответственно, и деятельность педагогических работников рядом с детьми должна рассматриваться как образовательная (и не подлежит делению на «образовательную» и «уходоприсмотровую»).
2. Второе положение конкретизирует первое – и подчёркивает (п. I.8), что основные программы дошкольного образования могут реализовываться в группах с самой разной продолжительностью дня: от кратковременных групп трёх-четырёхчасового пребывания – до четырнадцатичасовых.
Во всех случаях такие программы должны быть предметом полноценного государственного финансирования – несмотря на неизбежно различные его объёмы.
2. Проблемы предшкольного образования
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 5-7 лет.
Форма обязательного образования детей старшего дошкольного возраста Создание предшколы обусловлено рядом причин, но прежде всего тем, что сегодня существенный процент детей вовсе не посещает дошкольные ОУ и поступает в 1-й класс не достигнув необходимого уровня общего развития, не пройдя психологической, когнитивной, общекультурной подготовки к учебной деятельности. В таком разрезе осуществление специальной воспитательно-образовательной работы в отношении этой категории детей, безусловно, необходимо.
В настоящее время отрабатываются различные модели организации предшкольного образования. Все более востребованной в практике становится модель организации групп предшкольной подготовки детей 5-7 лет на базе дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ. Деятельность этих групп направлена на подготовку к школе детей, не охваченных дошкольными учреждениями.
С целью обеспечения адаптивности образовательного процесса, при организации работы в группах предшкольного обучения необходимо учитывать: уровень его эмоционального и познавательного развития, а также посещал ли ребенок детский сад на протяжении всего дошкольного детства или только с пяти лет. Вопрос об обучении шестилеток (в школе или детском саду) в принципе не нов, имеется соответствующий научный материал, и опыт работы. Но реализовать поставленные цели на практике фактически не удалось, так как одновременно не ставилась задача 100%-го охвата общественным воспитанием. Поэтому нужно очень разумно отнестись к обучению детей оно не должно превратиться во всё тоже натаскивание детей на материал первого класса. Чтобы этого не произошло, в школах потребуется дополнительные специально оснащенные помещения для занятий, сна и игры. Создание полноценных условий для обучения малышей такого возраста в школе станет весьма затруднительным.
Безусловно, наилучшее решение вопроса – осуществлять обучение на базе ДОУ, где имеются и соблюдаются необходимые санитарно-гигиенические условия, где создана общая благоприятная обстановка для гармоничного развития дошкольников. Однако и здесь возникнет проблема – отсутствие в должной мере оборудованных для систематического обучения помещений. К сожалению, дошкольные учреждения самостоятельно, без государственной финансовой поддержки не смогут решить вопросы оснащения учебного процесса нужным оборудованием.
Обучение детей предшкольного возраста должно строиться не в жёсткой предметной логике, не по урочной школьной системе, а проходить в режиме детсадовских занятий, которые предусматривают наряду с обучением время для игровой, театрализованной, конструктивной, изобразительной, музыкальной и других видов деятельности.
В задачу обучения в предшкольном классе не должно входить обучение навыкам чтения и письма. Однако не отрицается такой факт, что обучение будет направлено на формирование спецфически школьных умений – читать, считать, писать и т.п.
У ребёнка, прежде всего, необходимо сформировать круг индивидуальных качеств наиболее важных для начала школьного обучения, так называемые учебно-важные качества. Уровень развития учебно-важных качеств прямо или опосредованно определяет успешность усвоения на ранних этапах обучения в школе. Это вовсе не означает, что учебно-воспитательная работа с детьми должна ограничиваться только развитием учебно-важных качеств. Задача педагога и родителей заключается в том, чтобы обеспечить гармоничное развитие ребёнка. Главное при этом - достаточно чётко осознать, какие занятия с ребёнком в наибольшей мере способствуют развитию для школьного обучения качеств.
По мнению специалистов дошкольного образования, для успешной подготовки ребёнка к следующей ступени образования достаточно организовать проведение в неделю трёх занятий по обучению грамоте, двух занятий по математике, длительностью по 20-25 минут каждое.
Ввести в комплекс занятий, физкультминуток упражнения для развития мелкой моторики рук, как основы для подготовки руки к письму.
Остальное время должно строиться в традиционном режиме детского сада, предусмотренном специалистами в области образования и здравоохранения.
Важной проблемой предшкольного образования и воспитания – необходимость разработки единой общеобразовательной программы воспитания и обучения детей этого возраста. Это поможет избежать завышенных требований к ребёнку, не допустить перегрузки его учебным материалом, а значит сохранить здоровье ребёнка и интерес к образованию.
Но самой важной проблемой, которая существует в данный момент – это отсутствие законов, позволяющих обеспечить этот процесс необходимыми средствами.
Отсюда и те сомнения в том, что регионы в ближайшее время смогут обеспечить общественным воспитанием детей 5-6 лет (кадровое обеспечение, материальная база, программное обеспечение). Реформа образования нужна, но она должна подтвердиться многолетней практикой, отечественными научными разработками и реальным финансированием. |