«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»
«Формирование привычки к
здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических
задач развития страны.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства
следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.
Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является
повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа
жизни
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых
дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей,
поступающих в школу. Вместе с тем, по прежнему наблюдается "перекос
"образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной
подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности,
которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но
имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей
физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья,
элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной
деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с
самовоспитанием. Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении
дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников
ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с
детьми.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив
культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не
вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной
работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает
фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются
формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей
жизни, формирование здорового образа жизни.
Для формирования у детей ЗОЖ в детском саду разработана программа «Здоровый
ребенок», основная общеобразовательная программа, где прописана
физкультурно-оздоровительная, профилактическая работа, закаливающие
мероприятия. В плане методической работы имеются даты проведения недели
здоровья, дней здоровья. В деятельность ДОУ внедрен проект «Здоровое питание»
Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является
грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду.
Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень - его физической
подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной
степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими
программами пользуются педагоги. Микросреда дошкольного учреждения должна
отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям
гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных
отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму
время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают
глубокий, здоровый сон (применение сказкотерапии, музыкотерапии,ароматерапии).
Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении.
Мы должны понимать, что воспитание у детей ЗОЖ—задача государственной важности,
а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения — это
долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде
здоровых и полноценных граждан.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить
основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в
семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку
должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать
цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять
и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью,
нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье
"определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в
результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних
(наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов
здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма
человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального
развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой
составляет состояние общего душевного комфорта.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от
условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы
здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который
он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы
можем и должны дать нашим воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового
образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к
миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с
любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит
в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а
дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни,
адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных
ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них
самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны
применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим
компонентам ЗОЖ:
• Занятия физкультурой, прогулки,
• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание
условий для полноценного сна
• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить,
умения отличать ложь от правды
• Бережное отношение к окружающей среде, к природе
• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение
различных рекомендаций, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими
специалистами (стоматолога, хирурга, лор, окулиста)
• Формирование понятия "не вреди себе сам"
На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе
наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.
Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования
осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической
культуре, безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и
сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ
жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев. В. А. Сухомлинский
писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший
труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои
силы".